Информационная карта программы

 

1.

Создатель проекта:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей станция юных техников Хабаровского муниципального района Хабаровского края

2.

Авторы проекта:

Карелина Елена Владимировна, методист МБОУ ДОД СЮТ

3.

Адрес организации:

682507 Хабаровский край Хабаровский район с. Некрасовка ул. Бойко-Павлова, 8

e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

https://dod-st.ippk.ru/index.php/2015-07-09-10-06-38/osnovnye-svedeniya

4.

Форма проведения:

Дневное и вечернее обучение с 9.00 до 20.00.

5.

Цель программы:

-     Создание оптимальных условий, для формирования духовной, нравственной культуры детей их творческого развития и профессионального самоопределения учащихся.

-     Постановка личности ребенка в центр воспитательных отношений.

6.

Задачи программы:

-      Воспитание гражданственности, патриотизма, чувства социальной ответственности.

-      Формирование нравственного развития личности подрастающего поколения через кружки и объединения организации.

-      Обновление содержания, организационных форм и технологий воспитательной деятельности.

-      Адаптация учащихся в обществе.

-      Развитие творческих способностей ребенка и его индивидуальности.

-      Формирование общечеловеческих ценностей.

-      Разработка компонентов личностно-ориентированного обучения и воспитания детей.

7.

Специализация программы:

Практическая, учебно-тренировочная, спортивно-техническая, научно-исследовательская.

8.

Сроки проведения:

Круглогодично.

9.

Место проведения:

Станция юных техников.

10.

Общее число детей участников:

318 чел., 31 группа.

11.

Официальный язык программы:

Русский.

12.

Официальные документы:

Закон РФ «Об образовании», «Конвенция о правах ребенка».

13.

Краткое содержание программы:

Программа состоит из следующих разделов:

-         Вводная часть.

-         Визитная карточка.

-         Концептуальные идеи воспитательной системы.

-         Основные направления программы.

-         Подпрограммы.

14.

Формы и методы работы:

-         Лабораторно-практические; - Познавательные.

-         Соревновательные. - Учебно-тренировочные.

-         Научно-исследовательские. - Игровые.

-         Конкурсные. - Традиционные мероприятия.

-         Тематические дни. - Фоторепортажи.

-         Экскурсионные. - Редакционные и др.

15.

Реализация программ позволит:

-         Расширить кругозор детей.

-         Реализовать творческий потенциал учащихся.

-         Определить их профессиональную ориентацию.

-         Повысить спортивное мастерство.

 

 Содержание

1.

Паспорт программы.

1.1.

Этапы реализации программы.

2.

Введение.

3.

Аннотация.

4.

Особенности воспитательного процесса СЮТ.

5.

Цели и задачи программы.

6.

Специфика деятельности СЮТ

6.1.

Информационная карта учреждения.

6.2.

Характеристика обучающихся.

6.3.

Количество и номенклатура ДО.

7.

Концептуальные идеи воспитательной системы.

8.

Программа реализации концептуальной модели воспитательной системы.

9.

Кадровое обеспечение программы.

 

1.     Паспорт программы

Программа «Воспитательная система обучающихся Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей станции юных техников» на 2020-2024 год

Программа нацелена на рациональную организацию свободного времени детей.

Цель и объект воспитательной системы СЮТ – разносторонне интеллектуально развитая личность.

 

1.1.          Этапы реализации программы:

1 этап: Подготовительный (2021-2022 уч.г.)

Цель: Совершенствование работы по программно-методическому обеспечению:

-     разработка программы воспитания со стратегическими ориентирами модернизации образования РФ;

-     проведение диагностики на основе тестирования, анкетирования;

-     определение условий для успешного решения поставленных задач;

-     разработка методического обеспечения, необходимого для реализации задач воспитательного процесса.

2 этап: Внедренческий (2022-2024 уч.г.)

Цель: Освоение новых технологий, форм и методов  воспитания и социализации обучающихся:

-      создание материально - технической базы для реализации воспитательных  программ детских объединений;

-      разработка досуговых программ и планов для работы с обучающимися;

-      внедрение новых технологий для решения познавательных и развивающих задач воспитания;

-      участие детей и подростков в конкурсах, выставках, показательных выступлениях, соревнованиях разного уровня;

-      анализ творческих отчётов педагогов по результатам деятельности объединений.

3 этап Заключительный (2024-2025 уч.г.)

Цель: Анализ эффективности воспитательной системы  в МБОУ ДОД СЮТ за пройденный период:

-     проведение диагностики и анализа результатов, обобщение полученных данных, направленных на воспитательную систему;

 

2.     Введение

 

Проблемы воспитания, творческого развития, гражданского становления юного поколения в последние годы вновь остро обсуждаются в российском обществе: на уровне законодательной и исполнительной власти, среди ученых и специалистов в педагогическом сообществе, общественных организациях, семье. Воспитание должно закладывать основы общественных идеалов и ценностей, постоянно оживляя их и превращая в действующую силу человеческой жизни. Оно должно давать веру в жизнь и развивать глубокомысленное отношение к ней, помогающее переносить возможные неудачи, преодолевать кризисы и конфликтные ситуации. Важно помочь нашим детям научиться делать выбор и осуществлять его в соответствии с нормами, которыми руководствуется школа в широком понимании этого слова, общество, государство.

Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон  «Об образовании в Российской Федерации»  по вопросам воспитания обучающихся» задал новые условия для организации воспитания в образовательных организациях.

И хотя законопроект предусматривает включение программы воспитания в основные образовательные программы по уровням общего, среднего профессионального и высшего образования, дополнительное образование тоже присоединяется к этому процессу.

 Отметим, что государственная политика делает акцент на важности воспитания в сфере образования уже достаточно длительное время. И дополнительное образование всегда активно включалось в решение поставленных задач.

Не остался в стороне и педагогический коллектив Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей станции юных техников Хабаровского муниципального района Хабаровского края.

В современных условиях развития социальной сферы возрастает роль учреждений дополнительного образования детей, которые являются основной частью системы образования и одним из образовательно-воспитательных институтов социума.

Программа развития воспитания в системе образования, определившая цели, задачи и направления совершенствования организации воспитания на основе принципов гуманизма, сформулированных в Законе РФ "Об образовании», предоставила возможность каждому образовательному учреждению, в том числе и СЮТ самостоятельно определить для себя оптимальный вариант воспитательной системы.

В нашем учреждении было проведено изучение «социального заказа», определившего приоритеты в воспитательной деятельности педагогического коллектива, причем учитывались не только пожелания детей, родителей и педагогов, но и реальные условия и возможности станции. Наиболее востребованными и жизнеспособными оказались многопрофильные, метапредметные детские объединения, способные дать ребенку профессиональную подготовку в избранном виде технического творчества и обеспечить его разностороннее развитие.

Работа  объединений, как системообразующий вид образовательной деятельности СЮТ претерпела огромные изменения в соответствии с ситуацией на современном рынке дополнительных образовательных услуг. Единство воспитания и образования при реализации дополнительной образовательной программы обеспечивается следующими факторами:

1.   В МБОУ ДОД СЮТ  воспитание основывается на искреннем согласии детей и подростков сотрудничать с педагогом. Нельзя заставить детей посещать занятия, участвовать в общих делах, которые им не нравятся, не удовлетворяют их духовным запросам. Посещение СЮТ позволяет ребенку максимально реализовать себя и самоопределиться профессионально и личностно. Очень важно, что дети самостоятельно и ответственно выстраивают свой путь образования и развития и активны в этом процессе. Результаты обучения в нашем образовательном учреждении  доступны, привлекательны, реальны, что позитивно сказывается на развитии личности ребенка, стимулирует его творчество и усиливает воспитательный эффект.

Таким образом, субъект - субъектное взаимодействие и продуктивное сотрудничество педагога с детьми, их стремление к активному творческо-созидательному освоению мира во взаимодействии с социумом, позволяет успешно реализовывать педагогический процесс в СЮТ в органичном и неразрывном единстве всех его составляющих, в том числе воспитания.

2.   Прежде всего, воспитание в учреждении осуществляется в процессе освоения содержания ребенком дополнительной общеобразовательной программы (далее — программа). Именно программа является тем гибким инструментом, который позволяет определять воспитательные задачи и планируемые результаты в соответствии с образовательными потребностями детей, занимающихся на станции, а также их родителей. А содержание программ технического направления несет в себе воспитательный потенциал перекликаясь с теми ценностями, которые лежат в основе моделирования и конструирования, робототехники, знаний основ компьютерной грамотности или иной деятельности, выбранной ребенком или его родителями.

Воспитательные возможности занятий по программе педагоги реализуют в совместной практико-ориентированной и личностно значимой деятельности.

И все же воспитание не ограничивается только занятиями по программе, за пределами учебного времени дети участвуют в воспитательных мероприятиях объединений, структурных  подразделений (авиа-, судо-, авто- моделирование, робототехника, электроника и электротехника и др), всей организации, способствующих формированию внутриколлективных и межличностных отношений детей, педагогов, родителей. Привлекательность для детей и подростков творческой деятельности достигается, в том числе, посредством участия в ярких, эмоционально окрашенных мероприятиях и событиях — конкурсах, фестивалях, открытых показах и выставках, соревнованиях. Традиционные ежегодные мероприятия, на наш взгляд, служат не только пространством для демонстрации достижений, но и для осмысления ценностей, знакомства с идеями и правилами, социальными нормами, погружения в профессию. Немаловажно, что в подготовке воспитательных мероприятий и их проведении активное участие принимают сами дети и родители.

Организация образовательно-воспитательного процесса в нашем учреждении – это открытая среда взаимодействия с окружающим социумом, способствующая воспитанию социальной активности ребенка. Добровольческая и общественно значимая деятельность разной направленности, в которой участвуют дети и подростки, дает возможность продемонстрировать полученные в процессе освоения программы знания, умения, мастерство, а также личное отношение к людям, знаменательным событиям страны, края, района. Проведение акций – хорошая традиция, в основу которой положено формирование потребности в совершении добрых дел, позитивном отношении к другим.

3.   Еще одно направление воспитания в СЮТ – это работа с родителями. Здесь роль родителей несколько другая, чем в школе, они выступают заказчиками, основываясь на собственных предпочтениях и потребностях, выбирают для ребенка направленность, объединение и педагога. Важно дать понять и почувствовать родителям, что занятие техническим творчеством – комфортная и уютная среда развития ребенка. Ребенок здесь не только обучается какой-либо деятельности, но учится дружить, ценить, общаться, творить. Выстраивание партнерских отношений с родителями заключается в формулировании взаимных интересов, достижении и реализации договоренности. В этих рамках ведется просвещение родителей — объясняются смыслы и цели занятия техническим творчеством, его возможности в процессе саморазвития и самореализации ребенка.

В основу воспитания личности обучающегося вошли воспитательные идеи: познавательная, патриотическая, досуговая; 

приоритеты: нравственная, эмоциональная, интеллектуальная, эстетическая, действенно-практическая; 

направления: техническое творчество, интеллектуальная деятельность, социальная практика, профессиональное самоопределение, спортивно-техническое, досуг.

Которые формируют качество воспитанника: любознательность, познавательность, трудолюбие, организованность, творческое мышление, бережливость, вежливость и т.д.

В условиях модернизации российского образования огромная нагрузка ложится на образовательные учреждения, его педагогический выбор, на конкретного педагога, для которого важны не только глобальная и общероссийская постановка проблем воспитания, но и построение эффективных отношений с конкретным ребенком, с коллективом, управляемым педагогом и другими субъектами педагогической деятельности. Модернизация российского образования открыла новые перспективы перед образовательными учреждениями дополнительного образования детей, прежде всего – использование их широких возможностей для реализации профильного обучения школьников, подготовки ребят к предпринимательской деятельности, исследовательской работе, правового просвещения, социального проектирования, освоения информационных технологий и т.д.

3.     Аннотация

Настоящая программа предназначена для тех, кого волнуют проблемы воспитания обучающихся образовательного учреждения станции юных техников: педагогов дополнительного образования разных направлений деятельности, заместителя директора по ВР, методиста, родителей, директора.

        В последние несколько лет на государственном уровне принят ряд важных решений и постановлений, созданы более тридцати концепций воспитания. Дополнительное образование имеет свою специфику, содержательные и организационные особенности, отличающие его от той системы работы, которая сложилась в других образовательных учреждениях, прежде всего, это связано с недостаточным количеством специально подготовленных кадров.

Дополнительное образование предполагает, прежде всего, работу с разновозрастными группами учащихся и ориентирована на создание условий для неформального общения ребят разного возраста и направлений деятельности. Работа в кружках имеет выраженную социально-педагогическую и воспитательную направленность (беседы, экскурсии, трудовые акции, праздники, соревнования, выставки, показательные выступления). Организаторами этой многообразной работы является руководители объединения и администрация станции юных техников.

Особенность предлагаемой программы состоит также в том, что в ее реализации могут принять участие, как педагоги, так и воспитанники. Это связано с тем, что при разработке основных направлений воспитательной деятельности учитывалось содержание дополнительного образования. Таким образом, работа по программе может сделать более интересной жизнь и детей, и педагогов станции юных техников.

 

4.     Особенности  воспитательного процесса СЮТ

Направления, модули и задачи воспитания

 

Направления воспитания

Модуль

Задачи воспитания

Занятия по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе

«Воспитываем и познаем»: описание видов и форм деятельности воспитания на занятиях, поддержки детского самоуправления, ознакомления с профессиями

-     реализовывать воспитательные возможности занятий по ДООП, использовать на занятиях интерактивные формы освоения практико-ориентированной, личностно-значимой деятельности;

-     инициировать и поддерживать самоуправление обучающихся – как на уровне одного ДО, так и на уровне учреждения;

-     организовывать профориентационную работу с обучающимися.

Воспитательные мероприятия объединений и учреждения

«Воспитываем, создавая и сохраняя традиции»: описание видов и форм планирования, организации, проведения традиционных мероприятий ДО, учреждения, погружение в профессию и участие в других мероприятиях

-     реализовывать воспитательные возможности мероприятий, объединения, структурного подразделения, учреждения; поддерживать традиции их коллективного плпнирования, организации, проведения;

-     организовывать участие обучающихся в соревнованиях, фестивалях, выставках, конкурсах и реализовывать их воспитательный потенциал;

-     организовывать профориентационную работу с обучающимися.

Работа с родителями

«Воспитываем вместе»: описание видов и форм работы с родителями

Организовать работу с родителями, законными представителями обучающихся, направленную на совместное решение проблем личностного развития детей.

 

Цель и объект воспитательной системы СЮТ – разносторонне интеллектуально развитая личность.

5.     Цели и задачи программы.

Цели программы:

-      Создание оптимальных условий, для формирования духовной, нравственной культуры детей их творческого развития и профессионального самоопределения учащихся.

-      Постановка личности ребенка в центр воспитательных отношений.

Задачи:

-      Воспитание гражданственности, патриотизма, чувства социальной ответственности.

-      Формирование нравственного развития личности подрастающего поколения через кружки и объединения организации.

-      Обновление содержания, организационных форм и технологий воспитательной деятельности.

-      Адаптация учащихся в обществе.

-      Развитие творческих способностей ребенка и его индивидуальности.

-      Формирование общечеловеческих ценностей.

-      Разработка компонентов личностно-ориентированного обучения и воспитания детей.

-      Помощь в профессиональном самоопределении.

 

6.     Специфика деятельности  СЮТ

6.1.          Информационная справка об учреждении

Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей станция юных техников расположена на территории села Некрасовка Хабаровского муниципального района и функционирует уже 29 лет. 

Понимая значимость развития технического творчества учащихся во внеклассное время, увлечённость мальчишек-подростков техникой, проявление ими любопытства и любознательности выражающимися в желании моделировать и конструировать модели самолётов, судов, ракет, автомоделей.

Начальником отдела народного образования Хабаровского района издаётся приказ о создании станции юных техников,  как самостоятельной структуры дополнительного образования на базе Клуба Юных Техников с. Некрасовка с 04.02.1992 г. 

Работа с ребятами велась по направлению – спортивно-техническому и начально-техническому моделированию. Первыми были кружки: авиамодельный, ракетомодельный, судомодельный и начально-техническое моделирование. СЮТ существовала на базе Дома культуры с. Некрасовка, а также на базе  школ Хабаровского муниципального района.  В июне 2007 года администрация Хабаровского муниципального района выделила здание для  станции юных техников по адресу: с. Некрасовка, ул. Бойко-Павлова, д. 8, с этого момента появились другие направления, открылись новые объединения.

Актуальность социального воспитания детей в новых условиях, становлении демократического, гражданского общества; оптимизации специфических возможностей образовательных учреждений в решении этой жизненно важной проблемы (в частности – учреждений дополнительного образования) диктует необходимость поиска путей средств интеграции воспитательного потенциала государственных и общественных структур на основе современных научных данных, традиций и инновационного опыта, имеющейся социальной базы.

Мы, взрослые отдаём много энергии, чтобы передать подрастающему поколению всё лучшее: любовь к Отчизне, родному краю, городу. Но как достучаться до сердца каждого ребенка, чтобы он вырос увлечённым, порядочным, полезным обществу человеком?

В настоящее время наша страна испытывает дефицит инженерно-технических специальностей, и наше учреждение частично решает эту проблему, учащиеся получают первоначальные навыки на технические профессии.

6.2.          Характеристика обучающихся

 

 

Категория

Численность обучающихся

Всего

 Из них девочек

1

Всего обучающихся

318

42

 2

в т. ч. дошкольники

0

0

 3

1-4 классы

139

19

 4

5-9 классы

174

13

 5

10-11 классы

5

1

6

Дети с ОВЗ

0

0

7

Дети-мигранты

3

0

8

Дети из многодетных семей

37

9

 

6.3.          Количество  и  номенклатура  ДО 

 

Направления деятельности

2019-2020

2020-201

2019-2020

2020-2021

Техническое

9

11

184

148

Спортивно-техническое

7

6

124

170

 

Специфика нашего учреждения в том, что здесь занимаются в основном мальчики, в том числе встречаются трудные подростки, дети асоциального поведения. 

 На станции образовательный процесс специфичен. Основой обучения детей является преимущественно профессионально, практически направленная деятельность, эта деятельность лично значимая, привлекательная для ребенка, результат его выбора (совета родителей). Результаты дополнительного образования привлекательны (участие в выставках, конкурсах, соревнованиях), использование образования в повседневной жизни, в оказании помощи людям, младшим товарищам, творческой деятельности как индивидуальной, так и коллективной. Сочетание положительных результатов индивидуальных и коллективных – важный воспитательный результат. Результаты выступают стимулами активности ребенка, мобилизации внутреннего мира ребенка для достижения лучших показателей.

Одним из возможных путей удовлетворения потребностей обучающихся является участие ребёнка в деятельности  объединений станции юных техников.

В подростковом возрасте от 13 до 16 лет наблюдается отчётливая тенденция предпочитать не интимно-личностное общение, а его социально ориентированную форму – групповое общение, создающую для подростка действенные условия их признания как социально значимых лиц. Ведь детям в этом возрасте свойственно активное стремление к занятию новой социальной позиции, с осознанием своего «Я» и утверждением во взрослом мире. При этом речь идёт не о желании подростка подражать взрослым людям, а о том, что он жаждет приобщиться к их делам и отношениям; у него появляется чувство социальной ответственности как возможность и необходимость отвечать за себя и других на уровне взрослого человека. Если дошкольник играет во взрослого, младший школьник подражает ему, то подросток ставит себя в ситуацию взрослого в системе реальных отношенийВключение обучающихся станции в созидательную деятельность (познавательную, научно-исследовательскую, трудовую, художественно-творческую, поисковую, спортивную и др.) – действенный путь развития устойчивой мотивации в образовании, профессиональном самоопределении и в воспитании подрастающего поколения.

Организация педагогами досуга учащихся оказывает положительное влияние на все стороны их жизнедеятельности, приобщая детей к раскованному общению и участию в самых разнообразных видах практической деятельности.

Важное место в образовательном, воспитательном процессе занимают родители воспитанников. Они участвуют в выборе ребенком творческого объединения, поддерживают интерес к выбранному делу, ожидают успешности и вовлечение ребенка в досуговую деятельность при подготовке и проведении мероприятий.

Цель – рациональная организация свободного времени детей

Реализация целевых функций оптимизации воспитательного процесса зависит от результативности тактических организационных функций. Наиболее важны следующие функции:

-      социально-нормативная, связанная с усвоением детьми норм, правил жизнедеятельности станции юных техников;

-      прогностическая, указывающая на необходимые условия полноценной реализации интересов и потребностей участников взаимодействия;

-      преобразовательная, связанная с постепенным расширением сфер, путей и состояний участников программ воспитательной деятельности.

 

Воспитательная деятельность станции напрямую связана с учреждениями и организациями Хабаровского района, края.

В основу образовательной деятельности станции заложен принцип мотивационного развития личности ребенка.

 

Условия и содержание образовательно-воспитательной деятельности позволяют нам углублять и расширять знания и умения ребят, предусмотренные школьной программой, развивать интересы и способности детей различного возраста, их творческую индивидуальность, организовывать интересный и полезный досуг, обогащать опыт социальной деятельности школьников, содержательную сторону их общения и взаимных отношений. Образовательный процесс, в творческих объединениях строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей в форме: бесед, деятельных игр, творческих конкурсов, лабораторно-практических работ, исследовательских проектов, соревнований и т.д.

Станция юных техников – многопрофильное учреждение дополнительного образования детей, которое реализует программы дополнительного образования в интересах личности, общества и государства, развивающее мотивацию личности к познанию и творчеству.

Основной целью является развитие творческого потенциала детей через активное включение их в различные виды деятельности по техническому творчеству.

Основные задачи:

-      раскрыть творческий потенциал ребенка, его природных и специфических способностей на основе его интересов и потребностей;

-      создать условия для творческого развития воспитанников объединений Станции юных техников;

-      создать соответствующую цели и задачам материально-техническую базу;

-      разработать мониторинговую систему, как средство управления усовершенствованием деятельности;

-      создать систему учебы и мотивации педагогического коллектива на работу по Программе развития;

-      развивать воспитательную систему Станции юных техников.

 

7.     Концептуальные идеи  воспитательной системы

 

Цель и объект воспитательной системы СЮТ – разносторонне интеллектуально развитая личность

Концепция, лежащая в основе образовательной программы, содержит несколько элементов: что должно быть освоено, какие социально-значимые и личностные функции индивида обеспечит содержание, на какие ценности оно будет ориентировано.

К числу ведущих структурных компонентов содержания образования отнесены:

-      когнитивный – формулирующий знания о обществе, технике, мышлении и способах деятельности;

-      праксиологический – раскрывающий опыт осуществления человечеством известных способов деятельности и формирующий умения, навыки, способы деятельности конкретной личности;

-      креативный – формирующий опыт творческой поисковой деятельности по решению новых проблем, создающий основу для социализации личности;

-      аксеологический – формирующий опыт ценностного отношения к объектам или средствам деятельности человека, предполагающий не только знание мировоззренческих идей, но и убеждённость в их истинности, положительное отношение к ним.

Ведущие принципы реализации содержания обучения и воспитания в СЮТ:

-      Индивидуализация и дифференциация, заключающиеся в предоставлении каждому ребёнку возможности реализации способностей в условиях индивидуальной развивающей среды, соблюдении при этом приоритета добровольности выбора форм самореализации;

-      Многообразие и динамичность образовательного процесса, гибкая, мобильная его адаптация к социальным явлениям, возрасту и уровню развития ребёнка;

-      Гуманизация и демократизация образования, внедрение педагогики сотрудничества и сотворчества, накопление опыта нравственных отношений, развитие самоуправления, стимулирование педагогического творчества, гибкость и многообразие используемых средств, методик, форм, технологий;

-      Интеграция содержания образования, реализуемого в различных интегрированных программах, способствующих формированию целостной картины мира, умений системно оценивать явления, продуктивно использовать время;

 

Воспитательная система СЮТ ориентирована на развитие таких личностных качеств воспитанников, как трудолюбие, ответственность, инициативность, творчество, культура общения на уровне деловых и межличностных отношений, стремление к самообразованию, самореализации, саморазвитию.

Развитие содержания учебно-воспитательного процесса на основе вышеназванных принципов позволяет:

-      развить мотивацию личности к познанию и творчеству и на этой основе создать условия для осуществления образовательных запросов и потребностей детей;

-      сохранить и развить индивидуальность, общую культуру, коммуникативные способности ребёнка, детскую одаренность;

-      обеспечить профилактику асоциального поведения детей и подростков;

-      осуществить фундаментализацию и научность базового и дополнительного образования.

Приоритетные направления разработки воспитательной системы:

-      нравственное (патриотизм, культурное наследие своего народа);

-      математическое и исследовательское (формирование навыков информационной культуры, ознакомление с научными методами изучения науки и техники);

-      художественно-прикладное творчество (приобретение навыков общей культуры труда, овладение прикладными ремеслами и творчеством, развитие чувства прекрасного, восприятие красоты окружающего мира);

Определены в соответствии с гипотезой, ориентированной на гуманистическую основу образования и предполагающей, что только в условиях высокой гуманитарной культуры возможно воспитать личность, стремящуюся к самоактуализации, обладающую чувством социальной ответственности, гражданскими качествами, умеющую использовать и ценить духовные и материальные ценности общества.

Перечисленные направления обеспечивают возможность развития эмоциональной, эстетической, нравственной сферы ребенка, формируют гуманитарную культуру и развивают творческие способности личности.

Воспитание личности учащихся может быть представлена четырьмя сферами: интеллектуальной, нравственной, эстетической и действенно-практической. Эти сферы включают следующие интегративные качества личности:

Интеллектуальная сфера:

Любознательность – заинтересованность, наблюдательность, увлеченность;

Эрудированность – осведомленность, аргументированность, критические отношение к информации;

Сообразительность – осмысленность, понятливость, обоснованность, продуманность, последовательность, догадливость;

Объективность – наблюдательность, реалистичность, пытливость, убежденность, способность к глубокой и адекватной оценке окружающего мира.

Сфера нравственности:

Гуманность – заботливость, отзывчивость, благородство, милосердие;

Честность – правдивость, верность, принципиальность, непримиримость;

Совестливость – стыдливость, порядочность, стеснительность, добросовестность, благородство, старательность, ответственность, работоспособность, бережливость;

Коллективистичность – вежливость, тактичность, общительность, гражданственность, сопереживаемость.

Эстетическая сфера:

Восприимчивость – чувствительность,увлеченность, способность видеть и понимать гармонию и красоту, потребность в прекрасном;

Эстетичность – эстетика поведения, потребность познавать прекрасное, творчество;

Оптимистичность – жизнерадостность, вера в свои силы, бодрость;

Действенно-практическая сфера:

Работоспособность – продуктивность, производительность деятельности, высокое качество результатов;

Демократизм – высокий уровень свободы и ответственности, социальная справедливость, оптимальное сочетание "хочу-могу-надо";

Самостоятельность – исполнительность, достоинство, свободолюбие, своеобразность, собранность, организованность;

Решительность – самоуважение, уверенность в себе, активность в достижении цели, умение извлекать уроки из неудач, мужество.

Эти интегративные группы качеств, естественно, для каждой возрастной категории дифференцируются по содержанию, степени выраженности, возрастным особенностям.

 

8.   Программа реализации концептуальной модели воспитательной системы

При проектировании образовательного процесса использовалась модульная технология построения содержательных блоков изучаемого материала. Основное содержание распределяется по 3-м модулям: общеразвивающий, практический, обучающий.

Целевое назначение обучающего модуля – освоение знаний; результат – новые знания.

Целевое назначение практического модуля – формирование опыта практической деятельности, освоение предметного содержания самодеятельности. Результат освоения – мастерство и опыт эмоционально-ценностных отношений в этой практической деятельности, сформированные ценности.

Целевое назначение общеразвивающего модуля – формирование опыта развивающей, творческой деятельности; результат – развитие способностей.

 

Ведущая

образовательная цель

Образовательный

Результат

образовательного процесса

 

РАЗВИТИЕ

 

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЙ

 

РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ

 

ОБРАЗОВАНИЕ, ВОСПИТАНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИЙ

(дело, практическая деятельность, образовательная среда, коллектив)

 

"ОБРАЗОВАНИЕ" ЛИЧНОСТИ МАСТЕРСТВО, ЦЕННОСТИ

 

ОБУЧЕНИЕ

 

ОБУЧАЮЩИЙ

(предметный)

 

ЗНАНИЯ

 

Обучающий модуль включает в себя отдельные предметы или определенный набор в выбранной детьми области знаний (робототехника, навыки программирования, начально-техническое моделирование, авиа-, судо-, авто- моделирование, электротехника и электроника).

Результат освоения предметов этого модуля – конкретные знания по данному профилю.

Практический образовательный модуль охватывает опыт освоения предметного содержания деятельности обучающихся. Он является центральным, основополагающим, системообразующим в дополнительном образовании, так как есть реальная практическая деятельность, результат который – продукт (модель, поделка, исследование, спортивные результаты). В результате участия детей в конкретном практическом деле, с одной стороны, формируется мастерство, с другой – ребенок осваивает опыт эмоционально-ценностных отношений в детском объединении. Более того, опыт совместной профессиональной деятельности ребенок получает лишь в такой поливозрастной и полипрофессиональной общности. Важность этого модуля в том, что в нем становятся личностно-значимыми знания, полученные в другом модуле или в школе. Это уже не "порция" информации, а глубокие знания, убеждения, практические умения и навыки.

Общеразвивающий модуль "Развитие" включает занятия, развивающие способности ребенка. Это – метапредметный модуль. Он охватывает все образовательные области, но в русле развития личности ребенка, его способностей, личностных качеств, что очень важно для любой профессиональной деятельности.

В течение ряда лет педагогический коллектив работает над решением следующих задач:

-     Модернизация образования СЮТ

-     Внедрение внутристанционного контроля над уровнем знаний учащихся, занимающихся в объединениях СЮТ;

-     Внедрение в программы регионального компонента;

-     Дальнейшая реализация программы "Одаренные дети";

-     Повышение квалификации педагогов;

-     Профессиональное самоопределение учащихся в социальном обществе.

 

Актуальность предлагаемой программы заключается в том, что в центр внимания ставятся интересы ребенка в их гармоничном сочетании с социальным заказом на воспитание, формирования личности детей и подростков через участие их в деятельности различных творческих объединений станции, так как в них заложены большие воспитательные возможности.

Новизна программы: Постановка личности ребенка в центр воспитательных отношений

Главная идея программы:

Включение воспитанников в реализацию программы «Воспитательная система учащихся», целью которого, является, разносторонне интеллектуально развитая личность.

В основу программы входят:

-      Профилактическая работа по вопросам безнадзорности и правонарушения детей

-      Работа с одарёнными детьми

-      Традиционные мероприятия

-      Организация и проведение районных мероприятий

-      Организация каникулярного и летнего отдыха детей

-      Мероприятия по профилю объединения

-      Показательные выступлени

Основными моментами программы являются:

-      Сотрудничество педагогического коллектива станции и школ района;

-      Взаимодействие с другими общественными объединениями;

-      Традиционные мероприятия;

-      Соревнования разного ранга;

-      Праздники

Научно - методическое обеспечение программы:

-      программы;

-      проекты;

-      положения;

-      сценарии;

-      интернет-ресусы

Информационные ресурсы:

-      Беседы;

-      Информационные стенды;

-      Анкетирование;

-      Тестовые срезы;

 

 

 

9.     Кадровое обеспечение программы «Воспитательная система СЮТ»: образовательную и воспитательную деятельность на станции юных техников осуществляют 11 педагогов, из них 2 совместитель, в штате:

-      директор – 1

-      заместитель директора – 1

-      методисты – 1

Педагогические кадры подбираются с учетом специального педагогического образования и опыта работы.

Большая часть членов коллектива включена в управление, эффективно занимаются самообразованием и саморазвитием.

Педагогические работники своевременно проходят курсы повышения квалификации, тематика которых соответствует целям и задачам станции.

 

Программа охватывает содержание и формы работы в разных объединениях, что позволяет выстроить единую систему воспитания, объединяющую вертикаль системы воспитания станции юных техников. Таким образом, можно по-настоящему обеспечить преемственность в работе на разных возрастных этапах, избежать повторов и усилить именно то содержание, которое актуально для конкретного возраста группы школьников, выделить те формы работы, которые в наибольшей степени отвечают особенностям определенного возраста. Кроме того, это позволит администрации учреждения разработать долгосрочную программу деятельности, наполняя ее тем содержанием, которое в большей степени отвечает специфике учреждения, его традициям, возможностям и интересам детей.

        Совершенно очевидно, что столь обширная программа требует достаточно подробных комментариев и пояснений, особенно в части ее практического использования. Работа над методическими рекомендациями по каждой подпрограмме проводится. Здесь же излагаются основные положения, помогающие педагогу сориентироваться в материале и выстроить свой план включения в работу.

Решаем вместе
Есть проблемы с дополнительным образованием детей? С записью в кружки и секции?